13 мая 2015 г. в рамках проходящего Белорусского промышленного форума прошло пленарное заседание «Промышленная интеграция в Евразийском экономическом союзе». Его работа прошла под председательством Члена Коллегии (Министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии С.С.Сидорского. В работе заседания приняли участие Первый заместитель Министра промышленности Республики Беларусь Г.Б.Свидерский, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации И.В.Петришенко, Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь А.Г.Шумилин, заместитель Министра экономики Республики Беларусь А.Г.Ярошенко, Вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан А.П.Рау, Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» А.Д.Харлап, другие представители органов власти и бизнес-сообществ государств-членов ЕАЭС. В ходе заседания состоялось обсуждение подготовленного Евразийской экономической комиссией проекта Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Основные его положения были представлены директором Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии В.В.Мальцевым. На заседании выступил Председатель Ассоциации «БелАПП» А.Д.Харлап. Им, в частности, были отмечен ряд вопросов в контексте основных положений проекта документа. 1. Сдерживающим фактором в развитии сотрудничества остаются барьеры, ограничения в доступе товаров и услуг на общий рынок. Как, например, вытекающие из Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432.
Несмотря на достигнутую договоренность об изменении методики расчета локализации производства сельхозтехники, постановление до сих пор действует в старой редакции. Сохраняются ограничения и на допуск белорусской станкоинструментальной продукции для нужд военно-промышленного комплекса России. Подобные примеры указывают на одну общую проблему, сводящуюся к статусу «иностранного поставщика», когда «союзные» страны остаются в категории зарубежных государств. Это противоречит базовым принципам, самому фундаменту «союзного» экономического взаимодействия. А сам вопрос с локального уровня вырастает в задачу стратегического характера, требующую ускорения его конструктивного решения. Например, через разработку положения «О Товаре Евразийского экономического союза» и принятие соответствующего нормативного документа в рамках ЕАЭС. 2. В целях практической реализации Решения Глав Правительств Беларуси, Казахстана и России от 31 мая 2013 г. № 40 важно взаимодействие и координацию в рамках каждой приоритетной отрасли осуществлять и развивать по базовым и приоритетным инновационным технологиям, машинам и оборудованию, выпуск которых необходимо осваивать либо наращивать. Для этого необходим всесторонний анализ цепочек добавленной стоимости создания той или иной капиталоемкой продукции во избежание фрагментарности и бессистемности в действиях. Целесообразно внести в проект Основных направлений предложение о разработке Единой концепции Системы машин и оборудования для реализации инновационных технологий производства основных видов продукции растениеводства и животноводства. Координация взаимодействия в этой сфере сотрудничества актуальна для стран Союза. 3. К важнейшим задачам следует отнести создание интегрированных промышленных структур в рамках Союза. Чем выше капитало- и наукоемкость предприятий и отраслей, их системообразующий характер, тем более тесной видится координация взаимодействия по целям, программам, причем на взаимодополняющей основе. Этот интегрирующий принцип был закреплен в статье 32 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. 4. В механизме развития промышленного сотрудничества видится важным согласование «формул» объединения интересов и распределения рисков. Чтобы при взаимодействии субъектов хозяйствования «центры издержек» коррелировались с «центрами прибыли». 5. Ключевым вопросом является создание таких условий осуществления промышленной деятельности в странах Союза, которые были бы сравнимы с условиями на территориях третьих государств. В частности, при осуществлении государственного субсидирования и получении кредитных ресурсов. 6. Значимая также тема – это нормативное закрепление расширенной трактовки понятия «импортозамещение» в Российской Федерации, не распространяющейся на продукцию государств-членов ЕАЭС. 7. Немаловажной становится проблема контроля движения товаров на единой таможенной территории. Для эффективного противодействия контрафактной продукции необходима электронная единая информационная система идентификации и прослеживаемости в цепях поставки. 8. Необходимым является и использование таких инструментов продвижения продукции ЕАЭС на рынки третьих стран, как финансовая поддержка экспорта, в том числе страхование рисков, международный лизинг.
|