4 декабря 2014 г. в Москве состоялось второе заседание Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза (далее – Совет) под председательством В.В.Гутенева, Председателя Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза, первого вице-президента ОООР «СоюзМаш России», Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Президента Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям. В работе Совета приняли участие представители Союзмаша России, Ассоциации «БелАПП», Национальной палаты предпринимателей Казахстана, Ассоциации отечественных производителей Армении, Евразийской экономической комиссии. Заседание было посвящено вопросам технического регулирования, стандартизации, аккредитации и сертификации продукции предприятий машиностроительной отрасли, а также развитию интеграционного сотрудничества в машиностроении с учетом создания Евразийского экономического союза. В сфере техрегулирования Председатель Ассоциации «БелАПП» А.Д.Харлап отметил ряд вопросов, требующих согласованных решений:
1. Неоднозначное понимание таможенными органами продукции, ввозимой в единичных экземплярах исключительно для собственного использования и, как следствие, возникающие проблемы при импорте. Согласно пункту 5 Решения коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 294 для ввоза таких единичных экземпляров продукции не требуется предоставление таможенным органам документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям технических регламентов. Однако сотрудники таможни принимают решение на свое усмотрение. 2. Актуальность введения переходного периода в отношении Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», вступающим в силу с 1 января 2015 года. Данным регламентом предусмотрено увеличение подлежащих сертификации обобщенных групп автокомпонентов с 12 до 116. Это может привезти к задержкам в получении сертификатов в связи с существенным ростом обращений в соответствующие органы. В области развития интеграционного сотрудничества в машиностроении А.Д.Харлап обратил внимание на имеющиеся барьеры внутри Таможенного союза, недобросовестную конкуренцию со стороны третьих стран, отсутствие должного надзора за внедрением межгосударственных технических регламентов, поступлением контрафактной продукции. Среди барьеров – известные постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 и от 24 декабря 2013 г. № 1224. Первое из них – из-за разного толкования запрещенных и специфических субсидий и своеобразной методологии расчета степени локализации – привело, в конечном итоге, к созданию на рынке сельхозтехники неравных, дискриминационных условий для совместных белорусско-российских предприятий. Не говоря уже о белорусских. Руководитель Ассоциации также отметил, что индустриализация сельхозпроизводства, как и развитие станкостроения, имеют общую проблему. Она связанна с необходимостью повышения роли «проектного звена» в «цепи модернизации», как промышленности, так и сельского хозяйства. Сюда входят вопросы технико-экономического обоснования выбора оборудования, выработки эффективных проектных предложений, разработки базовых технических решений и другие. С учетом подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, высокого уровня глобальных вызовов и угроз в настоящее время, видится необходимым пересмотреть подходы, согласно которым предприятия Сторон остаются в категории (статусе) зарубежных. Сегодня это выглядит анахронизмом и, безусловно, сказывается на сотрудничестве предприятий. Вопросы и предложения, высказанные на заседании Координационного совета, после обобщения будут направлены в ЕЭК и органы госуправления.
|