4 декабря 2014 г. в Москве прошла Международная конференция «Экономические, юридические и финансовые аспекты Евразийской интеграции и опыт стран Европейского сообщества». В работе конференции приняли участие Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Т.М.Сулейменов, представители Европейского союза, бизнес-сообществ Беларуси Казахстана, России, ученые. На конференции выступил Председатель Ассоциации «БелАПП» А.Д.Харлап. В своем сообщении руководитель Ассоциации отметил, в частности, следующее: 1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, безусловно, демонстрирует дальнейшее экономическое сближение сторон. Но в долгосрочном периоде, стратегическом плане оно не может ограничиваться только обеспечением «четырех свобод» (движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы). Как задача-минимум, конечно, необходима окончательная «очистка» взаимодействия от барьеров, изъятий и ограничений. А задача-максимум – это более высокая динамика и устойчивость роста, конкурентоспособности Экономического союза.
Важным здесь видится, во-первых, задействовать интеграционные возможности и механизмы. Во-вторых, опереться на «локомотивы» развития (с переводом экономик на рельсы инновационного неоиндустриального развития). Интегрированный сектор, должен выстраиваться как составная часть национального сегмента развития. Интеграционная стратегия видится через призму продолжения национальных стратегий, их гармонизации, в том числе для минимизации конфликта интересов. Очевидно, что необходимы соответствующие инструменты их стыковки. Один из важнейших инструментов – это скоординированные политики, в частности, формирование единой промышленной политики. Кроме инструментов стыковки необходимы стыковочные модули. В этом качестве должны выступать совместные проекты. В том числе по развитию кооперационного сотрудничества, созданию межгосударственных инжиниринговых центров. А также совместных интегрированных промышленных структур через объединение капиталов, доверительное управление собственности и другие формы. В Экономическом союзе актуализируется важная задача – каким способом сделать так, чтобы имеющиеся производственные, научно-технические потенциалы сторон не ограничивались «здоровой» конкуренцией на общей территории ЕЭП, а на взаимодополняющей основе, взаимном интересе объединялись в целях ускорения развития, обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках. 2. Опыт развития Европейского экономического сообщества (созданного в 1957 году по Римскому договору) показывает очевидную трансформацию взглядов европейцев на промышленность. В 1972 году на саммите ЕЭС была принята декларация, официально провозгласившая промышленную политику в качестве одной из «важнейших сфер деятельности». В 1993-м появилась Концепция промышленной политики. В 94-м – Концепция политики промышленной конкурентоспособности ЕС. В последней отмечается, что восстановить экономический рост можно только на «эффективном инновационном промышленном фундаменте». Евросоюз ставит задачу за ближайшие 10 лет увеличить долю промышленного производства в ВВП Еврозоны на 30%. Более половины средств, выделяемых в рамках разрешенных в ЕС видов госпомощи экономике, направляется в промышленность. Так, среднегодовой удельный вес поддержки обрабатывающей промышленности в общем объеме господдержки экономики еврозоны за 2009-2011 гг. составил 63,3 %.
|