Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП» (Ассоциация «БелАПП») по результатам обсуждения вариантов проектов разъяснения о применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 №744 «Об оплате труда работников» (постановление) со специалистами предприятий промышленности сообщает следующее. Организации-члены Ассоциации «БелАПП» рассмотрев проекты разъяснения, остановились, как наиболее приемлемом, варианте, предусматривающем необходимым условием повышения оплаты труда соблюдение опережающего роста производительности труда к росту номинальной начисленной заработной платы, начиная с августа 2014 года. То есть уровень оплаты труда сложившийся до даты вступления в силу постановления оставался бы неизменным. Отмечено, что по-прежнему не бесспорны и требуют корректировки нормы, предлагаемые в проекте разъяснений:
– в расчете выручки от реализации без учета налога на добавленную стоимость. Все существующие расчеты по выручке на одного работающего, включая показатели эффективности, доведенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 № 1262, рассчитываются с учетом налога на добавленную стоимость. Полагаем, что подходы законодателя при определении экономических категорий, в частности, выручки на одного работающего в нормативных правовых актах должны быть идентичны; – в установлении конкретного размера заработной платы работнику нанимателем самостоятельно (пункт 6 проекта разъяснения) поскольку: регулировать заработную плату практически возможно только в отношении руководителей, специалистов, служащих и рабочих-повременщиков (а в структуре фонда оплаты труда регулируемая зарплата (стимулирующие выплаты) составляет 11-12%). Фонд оплаты труда рабочих-сдельщиков составляет большую часть в фонде оплаты труда предприятий и напрямую зависит от производительности их труда и предпринимать какие-то меры по его уменьшению, в зависимости от результатов работы предприятия, практически невозможно. Полагаем, что в данном случае при невыполнении установленного постановлением соотношения должен быть законодательно прописан механизм уменьшения фонда оплаты труда (исключение всех или части стимулирующих выплат, социального пакета, предусмотренного коллективным договором, тарифных ставок, окладов). Повторно отмечена необходимость проведения на предприятиях большой подготовительной работы по переходу на новые условия оплаты труда: в локальных нормативных правовых актах предусмотреть возможность гибкого реагирования на размеры стимулирующих выплат, предусмотренных коллективными договорами, положениями об оплате труда; пересмотреть условия оплаты труда, установленные трудовыми договорами (контрактами) и др.
|